Я большой поклонник хорошей, наваристой НФ, особенно когда человек её написавший имеет не только хороший слог и фантазию, но и действительно разбирается в вопросе. Т.е. я порой не против почитать по противостояние огромных городов на колесиках или какое-то болтер-порно, но в разы приятнее, когда автор действительно пытается как-то привязать фантастические концепты и идеи к существующим понятиям или хотя бы пробует спрогнозировать возможное будущее.
И сегодня я немного растекусь в похвальбе Питера Уоттса – одного из моих самых любых авторов современности, отбитого человека и категоричного пессимиста. А ещё он как-то раз растворил жабу. И да, “немного растекусь” лишь из-за того, что хочу потом это сделать в формате подкаста.
Когда я был моложе, худее и верил в светлое будущее, то даже в одном из ранних подкастов (в первой Гейзерной, если быть точнее) рассказывал о “Ложной слепоте” Уоттса. Можете ради археологического интереса посмотреть с чего я начинал (но лучше не надо).
Чтобы понимать Уоттса как человека, то лучше почитать его интервью с Афишей озаглавленное его цитатой – “через сто лет города станут смертельными ловушками”. Получите некоторое представление, что за чёрт этот Уоттс (спойлер: абсолютно восхитительный чОрт).
Но конкретно в этой записи в блоге (да, это бусти, но мне как-то проще называть это блогом..надо бы собственный сайт оживить…наверное) расскажу о его творчестве, особо не касаясь личности, но отмечу, что в своей первой трилогии он особо ярко проявил свою личность, так Питер Уоттс по образованию гидробиолог и специалист по морским млекопитающим, потративший на это дело не один год.
Итак, на данный момент кроме двух десятков рассказов, некоторого кол-ва статей (часть из которых едкий комментарий самого Уоттса, а часть псевдонаучные статьи по мотивам его книг, вроде “Одомашнивание вампиров. Приручая вчерашние кошмары ради светлого будущего”), и трех “больших” цикла: Рифтеры, Подсолнухи и Огнепад. Последний ещё не окончен, но именно он воплощает всё, за что любят и/или ненавидят Уоттса. Он пишет действительно умную фантастику, не стесняясь на серьезные термины (порой особо без беспокойства за уровень подготовки читателя), которые многих и отпугивают. И это понятно, когда ты прочитав лист дважды всё ещё не понял, что там написано.
Но зато как только ты потратишь время на самообразование, прочтешь послесловие (лучше его читать параллельно роману, чтобы не хватать спойлеры) и поймаешь “вайб” Уоттса, то ты на крючке и уже не оторвешься. В своё время я так “проглотил” залпом трилогию Рифтеров, а вот с Огнепадом сложнее – вторая книга “Эхопраксия” всё-таки довольно сложно читается, поэтому смог осилить лишь с третьего раза, но это того стоило.
Итак! Ты хочешь познать Уоттса и впустить его в свою душу? Начинать лучше по порядку – с трилогии* Рифтеры.
Рифтеры
Этот цикл содержит три романа: Морские звезды, Водоворот и Бетагемот (не бегемот). Сюжет всех трех следует последовательно друг за другом с минимальными временными промежутками и общим “пулом” главных героев.
История начинается на дне одной из впадин Тихого океана, куда на одну из геотермальных станций направляют странный персонал. Каждый из них изменен для жизни на такой глубине (собственно поэтому цикл и озаглален “рифтеры”), но самое значительное, что постепенно мы понимаем, что каждый из экипажа психически нездоров: жертва детского насилия, маньяк, педофил, суицидальная личность. Простое совпадение или какой-то эксперимент?
Трудно как-то рассказать о сюжете без спойлеров, но чтобы дать понимание, что всё не ограничится локальной истории и безумии безумцев на дне океана…скажем так, по мере развития истории нам рассказывают об иных людях – на поверхности, которые явно обеспокоены кое-чем.
А аннотация второго романа цикла начинается со слов: “Западное побережье Северной Америки лежит в руинах”. Вот теперь уже интереснее, да?
Уоттс как морской биолог в “морских звездах” явно кайфовал описывая фауну и изменения как ней, так и в самих людях. Но уже в самом первом романе было видно, как он любит и умеет писать нестандартных персонажей с нетипичными проблемами. Но даже, когда в последующих романах цикла история приобретает новые масштабы, он не теряет то внимание к деталям и особенно к его фантастическим допущениям, стараясь каждое так или иначе обосновать с научной точки зрения, основываясь на текущих достижениях или теориях (даже приводит ссылки на научные статьи).
При этом Рифтеры самый “просто” его роман, где от обывателя меньше всего требуется глубоко погружения в тему. К тому же сюжет развивается постепенно и неспешно утягивает читателя за собой. Если начинать знакомство с Уоттсом, то именно с этого цикла…ну или с его эссе о том, как он растворил жабу.
Подсолнухи
Это даже не цикл, а скорее роман (сам Уоттс считает это повестью, хоть на обложке написано роман, а слов больше 40000) и несколько рассказов в сеттинге (три на данный момент). В центре истории роман “Революция в стоп-кадрах”, рассказывающая о корабле «Эриофора», который исследует* просторы Галактики со скоростью около 60 000 км/с. Да, это довольно маленькая скорость в масштабах галактики и именно поэтому корабль сконцентрирован особенно.
Команда «Эриофоры» огромна, но во время полёта на палубах не встречаются более 1% пассажиров единовременно. По сотни тысяч лет проводит каждый из них в заморозке, чтобы восстать на день или два для отработки своей смены. И лишь искусственный интеллект никогда не спит… но даже ему неведомы все инструкции, заложенные в его программу. А за прошедшие годы Земля забыла об «Эриофоре» и её истинной цели.
Как говорится в одной из самых известных фраз про космос: “Никто не услышит твоего крика в космосе”. Но куда страшнее, когда его услышат не те, кто должен.
Подсолнухи довольно разноплановый цикл. Тут и попытки поднять революцию в условии бодрствования одного дня из миллиона во сне, и проблема с преодолением внезапного препятствия и попытки разобраться в истинных мотивах полета.
Космическая фантастика Уоттсу дается отлично и он явно получает какое-то извращенное удовольствие от её написания. И перед тем, как идти к “Ложной Слепоте” этот цикл самое то, чтобы принять стиль писателя. Да и просто сама по себе это очень здоровая фантастика, которая, к сожалению, прошла незамеченной мимо большинства.
По ту сторону рифта
Немного отступлю от плана и посоветую этот сборник рассказов Уоттса. В него вошли четырнадцать самых разных историй: от истории к/ф Нечто с неожиданной стороны и до апокалипсиса на Земле. Рассказов у Уоттса гораздо больше, но чтобы понять хотите ли вы такое, то этот сборник лучший способ познакомиться с автором.
Ближе всего он похож внезапно на антологию Love, Death & Robots. Тоже небольшие зарисовки в разных сеттингах, зачастую обрывающиеся с открытым финалом или на каком-то плот-твисте.
Огнепад
Ну и главный, на мой взгляд, цикл у Питера Уоттса. Пока вышло лишь два романа и полдюжины рассказов. Для большинства именно его “Ложная слепота” стала первым знакомством с автором. Эта пугающая история первого контакта человечества с инопланетным, чуждым разумом настолько захватывает, что потом будет как-то даже непривычно читать НФ от других авторов. Кстати не так давно вышла фанатская короткометражка по первому роману цикла (не то чтобы тут прям есть сюжет…скорее настроение романа), которую рекомендую тоже глянуть.
Как и “Морских звездах” в Слепоте вновь собирают небольшую группу разноплановых людей и одного вампира (да, буквально вампира) для полета к обнаруженному месту присутствия иного вида, который не так давно “сфотографировал” человечество, запустив “дронов” в атмосферу Земли. Кто же мог подумать, что эти существа будут настолько иными! Забудьте “Прибытие” Дени Вильнева – местный чужой разум настолько далек от нас, чтобы переговоры, рисуя символы на стекле, точно провести не удастся.
Тем удивительнее, что второй роман цикла “Эхопраксия” на первый взгляд совершенно забывает про первую книгу и просто рассказывает историю, происходящую в этом же сеттинге, но на Земле. Боевые зомби, вампиры и множество других проблем персонажей книги старательно игнорируют событий Слепоты, чтобы потом лишь сильнее обрушить на читателя поток “новостей”.
Что Слепота, что Эхопраксия довольно вольно обращаются с читателем, вываливая множество терминов и понятий, зачастую совершенно не задумываясь стоит ли их объяснить. Иногда, лишь спустя половину книги нам дается пояснение технологии или принципа. Этим Уоттс похож на Фрэнка Герберта, который тоже не спешил рассказывать читателям принципы работы или даже просто описание каких-то технологий в “Дюне” (это скорее относится к книгам цикла после третьей).
Но научившись навёрстывать пробелы в образовании и понимать язык Уоттса, вы получите незабываемый опыт научной фанатички иного рода, чем предлагают большинство иных авторов. Умная, необычная, непредсказуемая и пугающе реалистичная – вот какая фантастика у Уоттса.
Безусловно не все смог преодолеть некий барьер для восприятия его книг, но если сможете, то это станет для вас поистине одним из ярчайших впечатлений в НФ книгах вообще.
На этом на сегодня я закончу, а через пару месяцев сделаю большой подкаст про автора, его личность, конфликты с обществом и его книги. 📚