Это отредактированный и дополненный сценарий видео для YouTube канала xDlate.
Наверное, большинство знакомо с оригинальной серией God of War лишь по тому самому обзору с “титанами” от Олега Ставицкого. И хоть насчёт третьей части это и правда, но сама серия гораздо более разнообразна и богата на сюжетные твисты. Год назад* вышла восьмая часть и сейчас как нельзя кстати вспомнить эволюцию серии. Ну и ответить на важнейший вопрос – а было ли раньше лучше?
Шёл 2005 год, наступал закат PlayStation 2, который ,впрочем, продлится ещё не один год. И тут из-под пера Santa Monica Studio выходит игра, которая в кратчайшие сроки становится одной из лучших игр на PS2 как по оценкам, так и по продажам. Вряд ли кто-то ждал такого от студии, выпустившей к этому моменту три игры, из которых две были средненькими гонками.
Впрочем, о начале разработки было объявлено ещё в далеком 2002 году, когда игра носила название Dark Odyssey. Для тех лет трехгодичная разработка была практически долгостроем, но God of War явно оправдал все усилия. Множество наград “игра года”, ещё больше номинаций и любовь аудитории. Заслужено ли? Давайте разбираться.
Как и многие другие серии тех лет, игра начинается не с ориджина героя, а даёт нам сразу увидеть Кратоса в рассвете сил…во всяком случае в рассвете человеческих, нет, спартанских сил. Нас лысый душегуб уже десять лет служит Олимпийским богам и в начале игры мы по заданию Посейдона охотимся на Гидру, которую в первые полчаса игры зверстки убиваем. По мере прохождения мы узнаем, что Кратосом отчасти движет желание отомстить за свою семью, которую он и убил, когда служил Аресу – богу войны.
За первую часть мы побываем и в Афинах, пообщаемся с оракулом, встретимся с Кроносом и умрем…впрочем, Кратос умирает чаще, чем братья Винчестеры в их Санта-Барбаре. Словом, проведём насыщенные девять часов.
Хотя игру старательно называют hack and slash и action-adventure, но в боевой системе явно видны следы влияния Devil May Cry, хоть боевая система в несколько раз проще японского слэшера. Хотя разработчики и не особо срывали это, заявляя – «это будет смесью насилия из Devil May Cry и головоломками из Ico». И это правда.
Боевая система многое заимствует из слэшеров, но неискушенный геймер может спамить два-три удара и успешно пройти игру, хотя для хардкорщиков здесь есть и комбо и слэшерная глубина. Кроме обычных ударов и магии, немалую часть игры занимает QTE комбинации, но не спешите плеваться. Кроме того,что на них завязаны большая часть зрелищных добиваний как рядовых противников, так и боссов, так они ещё и сложные. Это сегодня игрок лениво нажимает на кнопки, пока на экране творится форменное безумие, а в 2005 году у тебя есть всего пара мгновений, чтобы отбить нужную комбинацию, иначе всё – привет, чекпоинт!
Головоломки же действительно уровня Ico и крайне грамотно вплетены в геймплей,позволяя отдыхать между чередой битв. И несмотря на возраст игры, загадки не заставляют рвать волосы на голове, что в то время было в порядке вещей. За всю игру было лишь два момента с действительно невыносимыми локациями, но тут проблема была в другом,о чем чуть позже.
Третий кит, который и помог собрать всё вместе – режиссура. Сюжет был неплохой для жанра, но без безумной жестокости и пафосных катсцен игра не достигла подобной популярности. Кратос либо ведёт себя как мудак, что ему, безусловно, к лицу, либо сокращает поголовье мифических существ страшным образом. Открутить голову минотавру? Да пожалуйста! Вытянуть глаз циклопу и задушить его его же кишками? Конечно, как только закончу потрошить нагу. Впрочем, если почитать оригинальные греческие мифы, то тот же Геракл творил примерно такие же вещи. Поэтому канон? ::вопросительная интонация::
Понятно, что у игры с такой россыпью наград не было много минусов. Но это не значит, что их и вовсе не было. Главным минусом, если не единственным, была – Камера. Это вечная беда игр с фиксированным видом. А учитывая множественные акробатические этапы, то причиной большинства смертей становилась камера, из-за которой игрок не увидел уступ или недопрыгнул до края обрыва из-за дурацкого угла.
Но несмотря на проблемы с камерой, великолепная режиссура, яростный экшен и разнообразный геймплей по праву заслужили любовь игроков. Не удивительно, что сиквела не пришлось долго ждать.
God of War II продолжает историю Кратоса. В конце первой игры он становиться новым богом Войны, после череды трагических случайностей, приведших к смерти Ареса. Но боги не сдержали обещания избавить его от кошмаров с убийством своей семьи, отчего наш душегуб не особо стремится сдружиться с другими богами. Последней каплей стало вмешательство Кратоса в битву при Родосе, из-за чего нового бога Войны обманом лишают всех божественных сил, а после душещипательного разговора с Зевсом, в духе «а ты меня уважаешь?», последний и убивает нашего спартанца, проткнув его огромным мечом – Клинком Олимпа.
Как мы помним по первой части, наш протеже весьма упёртый человек…бог…спартанец…неважно! Настолько упёртый, что во-второй части на пути мстящего Крастоса от трагических событий погибает раза в четыре больше известных личностей греческих мифов. Начиная от рядовых полубогов, вроде Тесея, и заканчивая огромным Кракеном. Хотя эти трагические события чаще всего являются колотыми ранами, несовместимыми с жизнью.
В остальном это тот самый мифический идеальный сиквел. Всё плюсы первого God of War были бережно перенесены с минимальными изменениями, историю сделали масштабнее, а картинку подтянули до, наверное, максимума, возможного на PS2. Старые проблемы с камерой исправили, хотя, вероятно, просто левел-дизайнеры в этот раз сделали уровни более понятными, а места для прыжков чуть шире.
В этот раз было довольно трудно найти объективные минусы. Несколько изданий от безысходности отмечали, что новых врагов меньше, чем перешедших из первой части, но это легко объяснимо сеттингом. Ведь мы убиваем все же греческую фауну, а её костяк как раз и составляют те самые сатиры, кентавры и прочие Наги-медузы.
Гораздо больший минус – незавершенность. Игра заканчивается открытым финалом, а продолжение пришлось ждать ещё три года. После завершённой первой части это выглядело немного неприятно, хоть и логично со стороны сюжета. Но подробнее, о том как можно было сгладить это, давайте поговорим чуть позже.
Поэтому оставим позади две отличные игры, положившие такое хорошее начало серии, которое не смогли испортить и дальнейшие эксперименты. Ведь все мы знаем, что в семье не без урода, особенно в семье, насчитывающей аж восемь игр.
В том же 2007 году, что и God of War II вышел её приквел – Betrayal. Причём вышел не на PS2 или PSP, а на Java. За этот кусок кода ответственна Javaground, ныне закрытая студия, выпускавшая игры по фильмам и прочие странные проекты на мобильниках.
Впрочем, несмотря на весь мой скепсис, игра вышла не такая плохая, особенно если сделать скидку на возраст и сравнивать с другими мобильными играми этой категории.
История в меру интересная. Кратос возглавляет спартанскую армию и ведёт свой народ в поход против всей Греции. Во время попытки остановить бога-спартанца другими богами, нас подставляют и убивают посыльного Олимпийцев. Именно это становиться переломными моментом. На протяжении всей игры мы будем свидетелями того, как боги все сильнее и сильнее отдаляются от нас. После Betrayal лучше понимаешь мотивацию других богов в сиквеле.
Сама же игра — это добросовестный перенос всего знакомого геймплея на мобильники. Пострадала лишь камера — игра стала сайд-скроллером, что неудивительно учитывая мощности мобильных телефонов в 2007 году. Но при этом и боевая система с использованием разнообразного оружия и комбо ударов, и классические головоломки и прыжки по платформам – все осталось на своих местах. А малая продолжительность игры – всего около трёх часов, не позволит игроку успеть заскучать.
Единственный минус — управление. Даже на эмуляторе у меня возникали некоторые проблемы. Хотя возможно это я плохо настроил программу. В 2007 году же основные проблемы были с небольшим размером клавиатуры и вытекающей проблемой с быстрым нажатием кнопок для комбо.
В остальном это, наверное, лучший порт игры на мобильные телефоны. Приятная графика, самостоятельная история, расширяющая метавселенную серии, и интересный геймплей. Что ещё нужно?
Всего через год после God of War II выходит ещё один приквел, но в этот раз на PSP. Это вторая игра, которую разработали не Santa Monica, хотя они и участвовали в разработке Chains of Olympus. Основным разработчиком были Ready at Dawn, известные современникам по The Order: 1886. Да, та самая игра – 4к за 4 часа, хоть я и не разделяю общего хейта, но об этом в другой раз.
Цепи Олимпа, вероятно, самая неважная часть для серии, но очень важная игра для PSP. В этот раз у нас не просто приквел сиквела, события происходят за десять лет до первой части. Это самое начало службы Кратоса на Олимпийцев и после одного из первых заданий – защиты Аттики от персов, будущий бог войны видит, как падает солнце и мир окутывает тьма. Кому придётся разбираться с этим? Конечно же, Кратосу!
Несмотря на портативность, игра выглядит как и большие части серии, с погрешностью на графику и размер локаций, конечно. У нас также есть несколько орудий смертоубийства, магия и жестокие QTE-добивания. Ну и, конечно, никуда не делись элементы платформера и головоломки. Словом – классический God of War, но в портативном варианте.
Большинство рецензентов в 2008 году сошлись во мнениях, что это одна из лучших игр на портативной консоли Sony и лучший её эксклюзив. Игроки полностью разделяли это мнение. И тут важно выделить один момент.
Ранее я сказал, что сюжет Олимпийских цепей не важен для серии в целом. Но! Через всю игру пройдёт линия отношений Кратоса с его дочерью. Мы увидим муки выбора спартанца, терзаемого горечью утраты. И сцена перед вратами Элизия действительно впечатляет. Десять лет спустя мы увидим, как сильно изменился Падший Бог на примере его отношения к Атрею. И крайне жаль, что нам не показали флэшбека той самой сцены, кто проходил – в курсе.
Сегодня игру можно поиграть и на PS3, что крайне рекомендую сделать всем фанатам. Управлять Кратосом на полноценном дуалшоке гораздо приятнее,чем на ПСП, но будьте готовы к хардкору уровня первой части.
И вот наступил 2010 год и вышел God of War III, завершающая часть трилогии о мести спартанца, павшего бога Войны, всему Олимпу. История продолжается с того самого момента, на котором оборвалась три года назад – Кратос вместе с титанами карабкается на Олимп.
К третьей части мы уже убили практически всех мифических существ и богов, а тех, кого не убили – убьём в двух грядущих приквелах. Поэтому в живых остаются лишь основные боги и кучка недобитых пешек. И как настоящий перфекционист Кратос стремится закончить начатое.
По сути, вся игра — это восхождение на Олимп, падение и вновь попытка подняться. К третьей части ребята из Санта Моники окончательно сломали все запреты и эффектное уничтожение противников поставили в центр повествование. Не думаю, что хотя бы кто-то не видел те страшные вещи, которые делал наш лысый спартанец с Посейдоном (кстати отлично выстроенная сцена), утилитарное использование Гелиоса, которого ранее мы спасли в Цепях Олимпа, или страшную смерть надоедливого Гермеса.
При этом за желанием свершить свою месть, Кратос не обращает внимания на катастрофические последствия для мира со смертью Богов. Например, после смерти Посейдона на Греческие земли обрушилось цунами, а после изъятия головы у Гелиоса — мир погрузился во тьму. Нет, нашему герою важнее убить Зевса.
И здесь кроется одна из главных проблем оригинальной серии. Если бы God of War Призрак Спарты вышел раньше, то мотивация спартанца была бы гораздо более целостной, причём это объясняло бы и внезапное желание пойти наперекор другим богам в Betrayal и в начале второй части. Без этого куска пазла многие и высмеивали яростное желание Кратоса убить всех богов, как ,например, в том легендарном обзоре от Игромании.
В остальном же это квинтэссенция всех прошлых частей. Масштабы выросли до совсем неприличных размеров, добивания стали ещё более кровавыми, хотя ,казалось бы, куда дальше, а головоломки…скажем так весь уровень со спасением Пандоры отличное испытание как в роли головоломки, так и платформера. Ну и насыщенность событиями просто за гранью.
Надо обладать определенным талантом, чтобы делать третью игру подряд с одной и той же механикой и каждый раз подавать то же самое, но иначе. Игрокам в самом деле понравилось и даже некоторый переизбыток пафоса и эпика ничуть не мешает данной игре – финал как-никак.
Отдельно все отметили режиссуру и картинку. Многие издания напрямую сравнивали третьего бога Войны со вторым Uncharted, бывшим на тот момент одной из самых красивых игр на PS3 и точно самой кинематографичной. Выяснять кто из них лучше – оставим на другой раз, но просто посмотрите, как камера облетает Кратоса, как подбирается наилучший ракурс, как выстроены ролики.
Я уже упомянул сцену добивания Посейдона, но посмотрите на это ещё раз. Игрок добивает босса и смотрит ролик-награду и тут камера переключается на вид из глаз Посейдона, пока спартанец избивает его, а потом нам нужно нажать оба стика одновременно, чтобы Кратос сделал ЭТО. Жестоко? Конечно. Зрелищно? Ещё как! И напоминаю, это лишь первые полчаса игры.
Лучшая ли это часть серии? Как квинтэссенция всей ярости Кратоса – да. А вот как игра…давайте оставим это на конец.
Чуть позже в 2010 выходит второй портативный бог войны – Ghost of Sparta. И в отличие от прошлой игры на PSP, сюжет этого приквела напрямую влияет на впечатление от всей серии.
События происходят спустя недолгий срок после оригинальной игры. В поисках ответов на преследующие Кратоса кошмары мы отправляемся в Атлантиду и узнаем многое о своём прошлом, в том числе о своём брате – Деймосе.
По ходу игры мы не только избавим Грецию от порции чудовищ, но и затопим Атлантиду, встретим нашу мать и, что важнее прочего, узнаем дополнительную мотивацию Кратоса. После финала игры станет понятнее безумная жажда мести нового бога Войны всему Олимпу.
Кроме сюжета, эта часть отличается от Цепей Олимпа более современным видом, причём это касается не только и не столько картинки, как геймплея. Управление,боевая система, подача сюжета и режиссура катсцен практически идентичны современным играм серии. Современным на тот момент,естественно. Первая портативная игра была все-таки горазда ближе к оригинальному God of War.
Но в это же время игру встретили прохладнее предшественницы. Виной этому -усталость общественности от God of War. Как раз вторичность и ставили в минусы игры. Я в прошлом году проходил всю серию в хронологичном порядке и поверьте, если вы готовы потратить 50-55 часов на всю оригинальную серию, то Призрак Спарты будет вами встречен более чем благосклонно, особенно после морально устаревшего по геймплею первого God of War.
В остальном, это классический бог войны, с хорошим сюжетом, парой зрелищных боссов. Как и прошлаую портативную игру — Призрак спарты переиздали на PS3. Крайне рекомендую к ознакомлению, если хотите узнать мотивы Кратоса чуть лучше.
God of War: Ascension, пожалуй, самая противоречивая и самая низкоцененная часть серии. На этот раз перед нами приквел приквела. Мы узнаем самое начало истории Кратоса, после убийства своей семьи и предательства Ареса.
Все начинается с пробуждения спартанца в тюрьме эриний за предательство Ареса. Сама тюрьма, к слову, построена на и в Бриарее, великане, нарушившем клятву Зевсу. И если вы видели прошлые игры, то примерно представляете, что произойдёт позже.
События игры происходят попеременно в настоящем, где Кратос пытается убить всех эриний, так и в прошлом, когда он пытался избавиться от видений и разорвать договор с Аресом.
Так за что же так ругали эту часть? За вторичность. Если в God of War III выросший масштаб успешно маскировал повторение старых механик, то в Восхождении масштабы меньше. Оно и понятно – это же приквел, да и Кратос сейчас не в той форме,чтобы устраивать дестрой в промышленных масштабах.
И даже обновлённая боевая система и мультиплеер (впервые в серии!) не смогли смягчить гнев игроков. А зря. За повторением старых механик и попытками найти ещё недобитых противников, скрывается хорошая игра. С самого начала нас пытаются удивить. То мы сражаемся на громадном великане, преобразованном в тюрьму со всей вытекающей кровью и расчленкой. То управляем хитрым механизмом с гигантскими деревянными змеями. А то и вовсе восстанавливаем гигантскую статую Аполлона. Словом – зрелищность присутствует.
Что в 2012, что в 2018 я ничуть не пожалел потраченного времени на Ascension. Поэтому если вас не пугает некоторая вторичность, то это не самые плохой способ провести десять часов. Да, это точно не лучшая игра в серии, но так ли это важно, если игра хорошая?
И вот мы дошли до того, чего все ждали – God of War. Новый, обновлённый God of War. Со вкусом Last of Us. Наш старый знакомый Кратос за прошедшие пять лет остепенился, завёл семью, отрастил бороду и осознал, что не все можно решить чистой яростью.
Именно последнее и стало для многих поводом кричать, что Кратос не настоящий. Я же просто хочу напомнить две вещи.
Во-первых, на протяжении всей оригинальной серии мы шли по пути мести, не считаясь ни с чем. Падший бог уничтожил многих, в том числе и невинных. И даже возможность воссоединиться со своей убитой семьей, хоть бы и в иллюзии или в посмертии, не стало для него поводом остановиться. Но месть свершилась, а легче Кратосу не стало. В поисках нового себя спартанец ушёл очень далеко от родины и даже смог найти ту, кто его полюбил. У него появился смысл жить дальше.
Второе следует из первого. Обретя семью, он сильно изменился. Ярость утихла. Как именно он пришёл к такой жизни – нам пока не рассказали, но я крайне надеюсь на сиквелы. В итоге Кратос стал комплекснее как персонаж. У него появились новые мотивы и черты. Хоть он и не потерял свою угрюмость и сверхспособность – быть мудаком.
Сама игра начинается с отличной сцены – его новая возлюбленная умирает, а мы с сыном готовимся к походу на самую высокую гору, чтобы развеять прах покойной. Но всю идиллию нарушает некий дерзкий тип, провоцирующий Кратоса на бой, как позже мы узнаем это Бальдр, один из скандинавских богов. И здесь отлично видны изменения в характере Бога Войны. Он не бежит от драки, но старается её избежать и даже на прямые оскорбления не отвечает.
И это очень важное изменение — игра стала взрослее, причём я говорю не о банальном увеличении количества кишок на квадратный метр. Нет, я имею ввиду настроение игры, проработка характеров, взаимоотношения отца и сына, в конце концов. Кратос, как и прежде, молчалив и не спешит делиться свои прошлым, даже с собственным сыном. А окружающие люди и нелюди отнюдь не полностью осознают, с кем имеют дело и максимум лишь догадываются, что сотворил Кратос на родине.
Словом, сюжет в новом God of War точно лучшее, что было в серии. Причём сам сюжет не то чтобы был чем-то новым. Нет, всё дело в атмосфере и взаимоотношениях Кратоса и Атрея. Как и в Last of Us, на взаимоотношении двух человек и строится основа сюжета, как они привыкают друг другу, учатся доверять и смиряются с характерами друг друга. На мой взгляд, история Джоэля и Эли более комплексная, но, вероятно, это дело вкуса.
Вы, наверное, заметили, что я рассказываю о каких-то эфемерных вещах, не особо затрагивая игру? Дело в том, что если к сюжету у меня нет претензий, то вот к остальному…ладно, давайте по очереди.
Начнём с отличительной черты прошлых игр – боевой системы. Вместе с переходом от фиксированой камеры к виду из-за плеча, изменилась боёвка. Для начала в игре появилась полноценная rpg система с уровнями, шмотками и перками-способностями. И на любом уровне сложности, кроме, наверное, самого низкого, вам придётся вникать в это многообразие кусков сетов, рун, способностей и их улучшение.
Но к счастью фармить нас не заставят. Разве только вы захотите собрать лучший сет в игре, тогда добро пожаловать в рогалик с рандомным лабиринтом, где вас к тому же постоянно отравляет газ. В остальном же перед нами некая переработка идей, прости господи, ведьмака и темных душ. Есть перекат, захват цели, сильный удар, блок. На эту основу накладывается та самая rpg система. Одновременно нельзя активировать все спецудары,поэтому придётся выбирать. Кроме этого, вместо клинков Хаоса мы сразу же владеем топором Левиафан, доставшимся от покойной жены, который можно метать и возвращать,словно Тор со своим Мьельниром.
Если короче, то боевая система хорошая. Особенно на высоких сложностях, когда ты вынужден использовать всё для победы над врагом. Но в то же время она сильно изменилась в сравнении со старой, что не удивительно. Но многие до сих пор кричат, что раньше было лучше. Оставим это на их совести и идём далее.
Картинка. Графически God of War 18-ого года одна из красивейших игр поколения, а учитывая отсутствие видимых загрузок,кроме начальной, ещё и чертовски кинематографичная. Детализация, анимации, эффекты – все на высочайшем уровне. Но в жертву был принесён контент. Когда-то давно, в 2007 году сиквел ругали за малое количество новых противников. Новую игру ругают за просто малое количество видов врагов.
По сути, у нас есть всего по паре видов врагов на мир, плюс их вариации с разными цветами. Но это ладно. Главная проблема – боссы. Их, конечно, больше, чем в первой части, где боссов было всего четверо. Но большинство — это разноцветные тролли или элементали, которые убиваются практически идентично. Я бы даже назвал их мини-боссами, ведь у нас есть и отличные битвы с несколькими богами, с драконом и даже с темными эльфами. Но даже это не спасает.
Меня несильно пугает обилие QTE. Но видимо, большинству это пришлось не по нраву, поэтому все битвы с полноценными боссами им не особо понравились,ведь они почти наполовину из QTE и состоят. Но как олдфаг хочу защитить игру – раньше во всех частях сериала было АБСОЛЮТНО так же.
Вот так и получается, что большинство претензий к игре касались либо изменений, которые сериалу были нужны, ведь за однообразие и ругали предыдущие две части, либо за следование канонам. Конечно, можно слегка пожурить игру за следование всем тенденциям игр от Сони – напарник-подросток, вид из-за плеча, сильный упор на сюжет. Но блин, финальный результат чертовски крут. А малый масштаб происходящего…ну в первой части оригинальной серии тоже масштаб был не эпохальный, за то посмотрите, что творилось в сиквелах?
Я верю, что уже со второй части God of War Санта-Моника начнут наращивать масштабы, и к третьей части мы увидим тот самый Рагнарек, о котором столько разговоров в первой части.
Итак, мы вспомнили все части серии и пора выяснить, а было ли раньше лучше? Сначала напомню, что сериал никогда не был слэшером – God of War это типичный action-adventure, а если посмотрите на других представителей жанра в 2019 году, то все давно пришли к формату последней игры Санта-Моники. Стоит её рассматривать отдельно? Нет, это полноценная часть сериала.
С этим решили. Если трезво оценивать серию, то квинтэссенций самого духа серии будут три игры: God of War III, God of War II и бог войны 18-ого года…давайте называть его для простоты Старик Логан Кратос.
Я ни в коем случае не хочу принижать достоинства других частей, но именно эти три игры сегодня является столпом серии.
Вероятно, некоторым это не понравится, но вторая часть по моему мнению лучшая в сериале. Отличные босс-файты, великолепные загадки, интересные сюжет и режиссура. Третья часть, безусловно, более зрелищная, но за безостановочного движения вперёд и вверх теряется былое разнообразие. Совсем чуть-чуть, но тем не менее.
Ну а Старик Кратос…это отличный ориджин старого-нового героя. Смогут ли его правильно продолжить? Узнаем совсем скоро, вероятно, в 2021 году мы получим сиквел на новом поколении приставок. При этом сделав по-настоящему взрослую и серьезную историю, мы потеряли былые загадки. Конечно, головоломки с тележками и метанием топора на время в мишени есть, но мне бы хотелось большего.
Так и получается, что серия в целом удивительно ровная, без откровенных провалов. Даже Восхождение плохо приняли лишь за самоповторы и общую усталость игроков от старой концепции. Но если придираться (а вы за это нас и читаете), то да – раньше было лучше. Совсем чуть-чуть, но было. Это не колоссальное расхождение как в Gothic и даже не взросление серии для новых игроков, как в случае Assassins Creed. В случае God of War серия каждый раз придерживается своих корней и крайне высокой планки качества. И вполне возможно, что новый God of War II свергнет оригинальный сиквел и покажет всему рынку, как нужно делать такие игры.
*Текст написан в 2019 году, поэтому God of War: Ragnarök не упоминается, но после прохождения я обязательно дополню материал.